Какой роддом нам нужен, часть 2

Ефимов А.В.

 «КАКОЙ РОДДОМ НАМ НУЖЕН, ЧАСТЬ 2»

Эта статья является продолжением статьи опубликованной в ж. "Православная беседа № 4, 2007. В статье говорилось, что в роддоме нового типа (православном роддоме) должно быть все необходимое для организации высококвалифицированной медицинской помощи и одновременно предлагалось использовать накопленный зарубежный опыт, который существует в альтернативном акушерстве в развитых странах. В качестве модели построения роддома предлагалось использовать опыт "family birth centres" (семейных родильных центров) или просто "родильных центров", которые уже много лет существуют в таких развитых странах, как Германии, Голландии, Англии, США.

Детальная проработка идеи роддома выявила очень важную системную проблему, которая касается всей медицины в целом. Оказалось, что в проекте предлагалось совместить два на самом деле несовместимых подхода. Внимательное изучение зарубежного опыта показывает, что во всех схемах и моделях организации родовспоможения присутствует одна важная деталь - разделение официальных и альтернативных методов ведения родов. За рубежом женщина имеет выбор, она может рожать: 1 - в клинике, 2 - в родильном центре с профессиональной домашней акушеркой, 3 - дома. Клиники берут на себя функцию поддержки домашних акушерок и подстраховки родов вне клиники. Домашние акушерки имеют право создавать родильные центры, которые часто (но не всегда) находятся рядом с клиникой. Домашнее акушерство входит в общую систему медицинского страхования.

Несмотря на кажущееся единство между медицинскими клиниками и домашними акушерками во всех этих моделях и схемах существует один принципиальный момент - это территориальное, организационное и юридическое разделение. Разделение позволяет сохранять различия в правилах ведения родов и ответственности за роды. Сознание современного клиента таково, что ему необходимо в первую очередь территориальное разделение, показывающее, в каких он отношениях находится в той или иной ситуации. В этом разделении скрыта самая главная проблема современной медициной - ответственность, и прежде, чем говорить о роддоме нового типа, необходимо внимательно разобраться с этой проблемой.

УНИКАЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНЫ И ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Медицина представляет собой сложную и разветвленную систему знаний, состоящую из многих взаимосвязанных медицинских наук: традиционной медицины, восточной медицины, интегративной, народной, натуральной, квантовой, биологической, комплементарной, функциональной, системной. Каждая наука по-своему специфична, каждая имеет свою проблематику, свои методики исследования, свою особую связь с практикой, но все науки едины в том, что изучают один и тот же объект - человека, и имеют одну и ту же цель - здоровье человека. Здесь важно обратить внимание на то, что человек по своей природе не является пассивным объектом. Результаты исследований в медицине не могут быть абсолютно чисты и корректны, так как зависят от сознания людей. Именно поэтому разным больным помогают (или не помогают) различные системы лечения. В этом заключается уникальность медицины как естественной науки. Развитие медицины прямо и косвенно зависит от принципов и убеждений миллионов людей, от их образа жизни, от их отношения к здоровью, медицине, врачам. У каждой медицинской науки хочет она признать это или нет, есть свои философские и религиозные основания. Особенно важно признать это нашей официальной медицине, философский багаж которой состоит из материалистических и гуманистических идей советского периода. Сегодня общество стоит перед необходимостью формирования общей религиозной философии. Ее отсутствие особенно сказывается на медицине, которая вынуждена занимать идеологически нейтральную позицию. Однако быть нейтральным ученым еще можно, а нейтральным врачом быть намного сложнее. Нейтральный врач механистически применяет методы, основываясь только на данных физиологии, и такое лечение правильнее называть оказанием услуг, но не лечением.

Чтобы именно лечить, врач должен понимать и чувствовать больного в его физиологическом и духовном проявлении. Нейтральный врач это условное понятие, так как, получая в процессе образования необходимые медицинские знания, врач, так или иначе, "заражается верой", которая скрыта внутри метода лечения. Известно, что ни один метод не дает 100% результат, например, существует непереносимость, существуют побочные действия. Более того, чем ближе какой-то метод к 100% результату, тем больше вероятность, что он будет иметь последствия для здоровья в будущем. Важно еще и другое нейтральному врачу приходится иметь дело с больным, который своей верой или философией также невольно "заражает" врача. Любой случай из медицинской практики оставляет след и проецируется в сознании врача в то или иное представление. Единство больного и врача приводит к тому, что у врачей часто возникают их собственные профессиональные проблемы. Известно, что врачи-кардиологи чаще других страдают болезнями сердца. Женщины врачи гинекологи и акушерки роддомов чаще рожают с помощью кесарева сечения. Известно, что средняя продолжительность жизни врачей на 10-15 лет меньше чем у обычных людей. Сами врачи объясняют эти факты "негативным энергетическим влиянием" (вампиризмом), что, по сути, является самовнушением и мистикой. С религиозной точки зрения все выглядит намного проще. Истинная вера как основа всей жизни человека подменяется верой во всемогущество медицины и эта подмена обнаруживается каждый раз, когда врач разводит руки и говорит, что "медицина здесь бессильна".

С другой стороны нет на Земле более гуманной профессии, чем врач. Кодекс чести врача призывает спасать и возвращать к жизни человека независимо от его религиозных и политических убеждений, от его размера кошелька и моральных качеств. Врач не судит больного за его качества или проступки. К сожалению, в жизни бывают ситуации, когда врачам приходится идти на компромиссы. Например, можно ли обвинять медицину за коммерциализацию, если общество не заботится о медицине, а люди не заботятся о своем здоровье. Никакая другая наука так не соответствует обществу как медицина. По нормам и порядкам, установленным в медицине, можно судить обо всем обществе в целом. Это убедительно говорит, что медицина не только естественная, но и нравственная наука.

Феномен человека заключается в том, что он является местом пересечения материального и духовного. Медицину не по методам, но по внутреннему отношению к объекту можно сравнить с религией. Религия и медицина имеют с одной стороны разные и в то же время очень похожие задачи, а именно познание, врачевание, спасение человека. История всех религий знает много чудес и исцелений. "Врач-философ подобен Богу" - эти слова Гиппократа показывают, насколько велика роль врача и медицины в обществе. Многие в жизни ищут именно такого врача. И такие врачи действительно есть.

Эти примеры приведены для того, чтобы показать, что существует взаимное влияние и неразрывное единство врача и пациента, субъекта и объекта, медицины и болезни. Можно также привести пример взаимного влияния и на глобальном уровне. Вспомним историю со СПИДом. Мы знаем, что между объектом и субъектом существуют два вида обратной связи: положительная и отрицательная. Положительная усиливает процесс и вызывает резонанс, отрицательная делает процесс затухающим. В начале истории со СПИДом в общественном сознании явно сработала положительная обратная связь. После первых сообщений о новой болезни в обществе возникла паника, кривая заболевания и смертности резко пошла вверх, появились страшные прогнозы, правительства многих стран начали тратить огромные средства на поиск средств и методов лечения болезни. Однако успехи в объяснении и лечении "чумы ХХ века" у медицины оказались весьма скромные. Решающее значение в борьбе со СПИДом имели не новые препараты, а введение новых санитарно-гигиенических правил. Внутри общества включилась отрицательная обратная связь: многие увидели взаимосвязь между появлением новой болезни и сексуальной революцией на Западе, началась выработка новой морали сексуального поведения. Когда ситуация стабилизировалась врачи стали более спокойно анализировать имеющуюся информацию. Нашлись радикальные ученые, которые заявили, что СПИДа как болезни нет. Сейчас болезнь называется не СПИД, а ВИЧ-инфекция. Насколько всему этому можно опять верить, вопрос отдельный, но важно отметить, что все эти новые заявления опять способны серьезно изменить ситуацию.

Аналогично истории со СПИДом можно вспомнить, что в Европе все страшные эпидемии оспы, чумы, холеры, тифа возникали также в наиболее неблагоприятные периоды: во время войн, революций, культурных преобразований, в периоды падения нравственности и морали. Схемы были всегда одинаковыми: конфликты в обществе достигали максимума, рушились законы и идеалы, начиналась анархия, "пир во время чумы" вел к еще большему развитию эпидемии. В борьбе с эпидемиями медицина того времени могла предложить только санитарно-эпидемиологические меры, которые вместе с социально-политическими преобразованиями включали внутреннюю отрицательную обратную связь, и именно эти меры, в конце концов, останавливали эпидемии. Можно утверждать, что существует взаимосвязь между основополагающими элементами культуры народа и эпидемиями, также как существует взаимосвязь между внутренним миром человека и его болезнями.

Действие отрицательной обратной связи заключается в том, что выздоровление человека проходит через обострение и внутреннюю работу больного, через духовное осмысление и переживание. С религиозной точки зрения происходит не только выздоровление, но и преображение человека. Интересно отметить, что раньше в медицине существовал такой метод лечения как кровопускание. С физиологической точки зрения объяснить полезность этого метода трудно, но если его применяли, значит, он все же помогал. Можно предположить, что главной целью метода было снижение тонуса и болезни, и больного, что помогало больному включить отрицательную обратную связь. Сегодня в арсенале медицины появились мощные атакующие средства, действующие по принципу положительной обратной связи, которые по признанию самих врачей ведут к появлению новых болезней. В качестве примеров, приведем чудодейственные антибиотики, вакцины, противовирусные средства, полученные путем генной инженерии, радикальные хирургические операции. Сегодня медицина на пороге излечения от рака. Однако успех в лечении одного заболевания часто запускает процесс по кругу. Создание мощных сильнодействующих средств ведет к необходимости появления еще более мощных средств. В результате медицина уже сама признает тот факт, что человечество идет по пути разрушения собственного здоровья, которое можно поддерживать только за счет все более дорогостоящей медицины.

ДВА ПОДХОДА К ЛЕЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА

Официальный подход заключается в диагностике болезни по набору симптомов и лечении болезни по заранее установленным схемам. Врач ставит диагноз и лечит болезнь или орган, по которым он специализируется. Если обнаружена еще одна болезнь, которая выходит за рамки его специализации, то врач передает больного другому врачу. Таким образом, больной может лечиться сразу у нескольких врачей. Сегодня про врачей говорят, что они лечат болезни, а не человека. Изменить здесь положение дел невозможно, так как уже невозможно отойти от разделения врачей по специализациям и целиком взять ответственность за человека в духе Гиппократа или Авиценны.

Тем не менее, медицина делала и продолжает делать попытки к решению проблемы ответственности. Одной из таких попыток является введение специальности семейного врача или врача общей практики. Значимость задачи возложенной на семейного врача, обусловило самое длительное его обучение: более 9 лет не считая стажировки. Изначально предполагалось, что семейный врач должен быть прикреплен к семье, хорошо знать семейную ситуацию, владеть этикетом, разбираться в психологии. Семейный врач должен оказывать любую первичную помощь и лечить заболевания, которые не выходят за рамки ординарного случая. В сложных случаях семейный врач отправляет больного к специалисту, но самое главное, что при этом он все равно продолжает нести ответственность за больного.

Прошло уже достаточно много времени после введения этой специальности, но она так и не получила широкое распространение в силу объективно сложной миссии возложенной на одного человека, который должен "все знать и за все отвечать". По замыслу семейный врач должен быть самостоятельным и иметь возможность применять все возможные для своего пациента методы лечения. В действительности все выглядит иначе. Семейный врач чаще всего работает в платной многопрофильной клинике и зависит от ее стандартов и внутренней политики. В клинике он в основном координирует действия врачей-специалистов, будучи все равно ниже их по квалификации относительно каждой конкретной болезни.

Другим решением проблемы ответственности за здоровье человека в официальной медицине является разработка комплексных методов диагностики и профилактики, из которых самыми распространенными являются диспансеризация и вакцинация. Здесь в арсенале медицины имеются прививки, рентген, УЗИ, ЭКГ, анализы, в том числе заборы крови. У диспансеризации можно выделить две задачи. Первая, это "ранняя скорая помощь", т.е. работа на предупреждение ситуаций, когда потребуется скорая помощь. Вторая, в результате диспансеризации человек должен обратить внимание на свое здоровье и обратиться к врачу. Однако если диспансеризация кроме диагностики, берет на себя функции лечения или корректировки здоровья, то это уже не так безобидно и влечет за собой неизбежные потери в немассовых нестандартных случаях (например, последствия от прививок, витаминов, БАДов, профилактических препаратов и прочих "рекомендаций") По своей сути диспансеризация ограничена набором средств диагностики, и, следовательно, должна быть ограничена и функциями вмешательства в человека. Как мы говорили выше, лечение человека начинается с включения отрицательной обратной связи внутри человека, которое инициирует опытный врач, и в этом заключается настоящее искусство врача. Однако диспансеризация это тот случай, когда формальное выявление болезни может запустить скорее положительную обратную связь. Именно поэтому общая диспансеризация сегодня не является достаточно популярной среди населения. Диспансеризации явно не хватает "школы здоровья", но это уже из области альтернативной медицины. Поэтому, какие бы общие схемы официальная медицина не предлагала, учитывать специфику и уникальность каждого человека она не в силах.

Официальный подход можно сравнить с ремеслом, где ведущая роль отводится не врачу, а официальному медицинскому стандарту. Обращаясь к официальной медицине за помощью, нужно понимать, что медицина является также обычной государственной структурой, на которую общество возложило свою ответственность перед индивидом. Если индивид хочет, чтобы общество несло ответственность за его здоровье, то официальная медицина это адекватный или симметричный ответ общества на такой запрос, и надо отметить, что медицина в массовом порядке пока справляется с этой задачей. Поэтому важно не критиковать медицину за формальный подход к человеку, а нужно искать новые формы сотрудничества медицины с человеком и обществом.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД

Альтернативный подход означает, что у человека есть альтернатива, т.е. свобода выбора и возможность следовать выбранному решению. Альтернативный подход ни в коем случае не следует понимать как противоположный и непризнанный медицинским сообществом, он тоже основывается на знаниях о человеке и является продолжением одной из медицинских наук. Однако у альтернативного подхода есть свои специфические и отличительные моменты. Самое главное отличие заключается в перераспределении ответственности, так как если у человека есть выбор, то этот выбор кто-то должен сделать. Делать выбор трудно, но никто за больного этот выбор сделать не может. Все другие отличия альтернативного подхода будут иметь место, только если больной возьмет ответственность за свое лечение. Больной должен сам выбрать врача и согласиться на его метод лечения. Этот подход рассчитан на "умного больного", который должен достаточно хорошо разбираться в вопросах, касающихся лечения и ответственно относиться к своему здоровью. При этом под ответственностью понимается не только ответственность за результат, но также ответственность и за процесс лечения.

Альтернативный подход можно сравнить с искусством, где роль врача или специалиста также велика. Обычно это не просто хороший специалист, это должен быть в какой-то степени уникальный специалист, у которого своя практика и свои методики. Бывает, что со временем медицина признает какой-то альтернативный подход как официальный (например, гомеопатия, остеопатия), но пока будет спрос на уникальных специалистов, эта практика будет также оставаться в рамках альтернативного подхода. Отсюда еще одна особенность альтернативного подхода - это наличие уникальных практикующих специалистов, обладающих уникальными знаниями и методиками.

При альтернативном подходе уже нет необходимости нагружать одного человека функциями семейного врача, так как задачу интеграции врачей берет на себя сам больной. Вариант семейного врача в рамках альтернативного подхода - это неформальное объединение врачей и специалистов, вокруг которых объединяются все другие члены сообщества.

При всех плюсах альтернативного подхода все же следует отметить, что это в то же время довольно рискованный путь, так как в выборе уникальных врачей и специалистов можно легко ошибиться. К тому же, эти специалисты кроме моральной ответственности часто не несут никакой другой ответственности. Попробуйте привлечь к ответственности врача гомеопата, который довел болезнь до обострения, а потом отказался от лечения, или доказать, что врач остеопат или мануальный врач своими действиями травмировал пациента. Если издержки или потери при официальном подходе связаны со стандартизацией и унификацией, то при альтернативном подходе они связаны с отсутствием контроля за методиками и с неграмотностью самих больных. (Заметим, что в судебной практике юридическая ответственность любого врача касается только явных и грубых нарушений, и практически не затрагивает "технические" ошибки, выявить и доказать которые очень трудно даже с помощью медэкспертизы.)

Однако с развитием средств коммуникаций риск, связанный с альтернативным подходом, постепенно уменьшается. Интернет, "сарафанное радио", другие средства коммуникации делают открытой и доступной для обсуждения практику врачей альтернативной медицины. Открытость позволяет задействовать отрицательную обратную связь через активность и ответственность пациентов. Альтернативный подход наиболее подходит для создания Центров семейной медицины, где врачи и пациенты объединяются на базе одной общей Школы, которая по своей сути является "школой здоровья".

В официальной медицине под школой подразумевается научная школа, в основе которой положена ее собственная научная теория. Если говорить о самостоятельности этих медицинских школ, то в их основе лежит научное обоснование лечения некоторого ограниченного перечня болезней. Здесь речь идет даже не столько о школе, сколько об одном из направлений в медицине. Стандарты практики такой научной школы, имеют узко направленный характер, где предпочтение отдается только тем методикам, которые поддерживают данное научное направление. Все методы и способы лечения, которые выходят за рамки основной научной теории, отвергаются как "искажающие чистоту эксперимента", что на практике сильно влияет на возможности лечения.

В случае альтернативного подхода понятие школы приобретает более глубокий смысл. Идеология школы альтернативной медицины это уже не теория лечения болезни, а "школа здоровья", основанная на целостном учении о здоровье человека. Это дает возможность на практике применять разнообразные способы и методы лечения из различных медицинских наук. В понятие школы у альтернативного подхода заложен еще один важный смысл - это наличие образовательной деятельности. Практическое врачевание - это не только лечение, но и научение. В процессе лечения человека нужно научить не болеть, быть здоровым, научить новому пониманию жизни (о научении мы говорили в первой статье).

Подводя итоги, можно сказать, что самый главный недостаток у альтернативного подхода это отсутствие официального статуса, так как без него невозможно заниматься постоянной упорядоченной работой по систематизации знаний, методик и стандартов практики.

О СОЧЕТАНИИ ОФИЦИАЛЬНОГО И АЛЬТЕРНАТИВНОГО ПОДХОДОВ

Выше мы сравнили официальный подход с ремеслом, а альтернативный с искусством. Ремесло надежно и доступно. Искусство вечно. Что выбрать? К сожалению, в клинике у врачей все меньше остается места для творчества, когда можно сочетать и то и другое. К тому же и сами люди, обращаясь в клинику, больше рассчитывают на официальный подход и к другому подходу не всегда готовы. Конечно, место для творчества есть всегда, и врач, работающий в официальной медицине, может быть творцом и энтузиастом, но источник этого творчества находится за пределами официальной медицины. Может ли врач клиники использовать альтернативный метод лечения? Теоретически может. Выше мы говорили, что альтернативный метод не означает противоположный, однако, для его применения нужно, чтобы он дополнял, но ни в коем случае не заменял официальный метод. Выбрать альтернативный метод, отказавшись от стандартной схемы лечения, означает для врача, что он должен действовать на свой страх и риск, причем как со стороны пациентов, так и со стороны коллег. В этом и заключается главная проблема официальной медицины, которая ограничивает права больницы и клиники разрабатывать собственные клинические стандарты и сотрудничать с альтернативной медициной. Многие главные врачи жалуются на огромное количество запрещений и жестких указаний по ведению лечения, а также на сложности доказательства своих клинических подходов. В результате пациенты лишены возможности выбирать, и безропотно подписывают согласие на лечение по стандартной схеме. Не секрет, что в медицинской практике врачи используют "двойную бухгалтерию", когда на бумаге пишется одна история болезни, а жизнь идет по своим правилам. Один главный врач подмосковного роддома в неофициальной беседе признался, что самое ценное в платном отделении его роддома это не оборудование и не евроремонт, а их собственные неофициальные правила, которые они выработали за долгие годы практики.

У инженеров есть хорошая поговорка "летают только красивые самолеты", которая говорит, что ремесло и искусство призваны сотрудничать и дополнять друг друга. Чтобы решить проблемы современной медицины, нужны красивые и точно рассчитанные решения.

"ЛЕТАЮТ ТОЛЬКО КРАСИВЫЕ САМОЛЕТЫ"

В контексте общих рассуждений о ремесле и искусстве можно сказать, что задача любой науки, том числе и медицинской, - это превращение искусства в ремесло. Для официальной медицины сотрудничество нужно в плане заимствования новых идей и подходов, в создании всеобщей атмосферы ответственности человека за свое здоровье и лечение. Официальная медицина катастрофически теряет доверие населения, и восстановить доверие во многом ей может помочь сотрудничество с альтернативной медициной. Для альтернативной медицины сотрудничество также важно. Оно дает возможность обогатить себя новыми знаниями, использовать опыт, оборудование, другие ресурсы, имеющиеся у официальной медицины. Для альтернативной медицины сотрудничество дает возможность на деле доказать состоятельность своих методов и получить определенный официальный статус.

Итак, как же организовать такое сотрудничество? Обратимся к тенденциям. За последние два-три года в Москве возникли интересные формы сотрудничества между частными Центрами подготовки к родам и государственными роддомами. Лед тронулся! Роддома стали принимать на работу акушерок, по рекомендации Центров и даже стали выделять для этих акушерок отдельные родильные палаты. В этом официальная медицина увидела возможность сократить количество родов на дому. Сегодня во многих роддомах появился девиз "в роддоме как дома". Этот девиз является поводом, чтобы различать "домашние роды" и "роды на дому". В роддомах стали принимать "домашние роды" (как это не странно звучит). Однако надо понимать, что этот девиз есть ни что иное, как реклама, так как не в одном роддоме не соблюдается принцип территориального, организационного и юридического разделения официального и альтернативного акушерства. "Домашние роды" от "роддомовских родов" отличаются, прежде всего, правилами принятия родов и ответственностью. Для женщин, непонимающих сути медицинского учреждения, но желающих родить естественным образом без акушерской агрессии и риска, такое предложение выглядит весьма привлекательно (об акушерской агрессии мы говорили в первой статье). Однако насколько ожидания всех сторон согласуются с действительностью, остается под вопросом. Здесь есть свои положительные и отрицательные примеры. Одни роддома спокойно относятся к тому, что пришедшие акушерки имели и имеют практику домашних родов, другие требуют забыть о домашних родах в принципе. К сожалению, официальная медицина сама не понимает, что суть эксперимента - сблизить официальный и альтернативный подходы, а не уничтожить альтернативный подход, как сегодня невозможно уничтожить людей с другим образом жизни и мыслями. К сожалению, положительные примеры единичны, чтобы на них строить дальнейшие планы, хотя некоторые из них действительно можно было бы считать ответом на главный вопрос нашей статьи "Какой роддом нам нужен". Положительные примеры основаны на личной ответственности главных врачей роддомов, что весьма ценно, но, к сожалению, ненадежно и не может иметь продолжения. О тенденциях и новой перспективе можно серьезно говорить, если будет возможность влиять на отрицательную практику роддомов.

Отрицательная практика выглядит примерно так. В роддоме существует всего одна или две палаты для естественных родов. Нетрудно догадаться, что общая атмосфера в роддоме такова, что там на естественные смотрят как на нечто надуманное. Многие сотрудники в этих роддомах откровенно считают, что вся затея с естественными родами необходима только для того, чтобы привлечь новых клиентов. Главным действующим лицом во время родов является врач (заметим, что в альтернативном акушерстве главным действующим лицом является акушерка), и естественно, что каждый Центр старается сотрудничать только с лучшим (с его точки зрения) врачом. Даже если в роддоме имеется такой умный и думающий врач, то этот врач во многом зависит от коллектива врачей и старается не быть "лучшим среди худших", так как известно, что одному врачу с коллективом врачей лучше в конфликты не вступать. Преодолеть общую атмосферу и установившуюся практику роддома, пришедшим со стороны акушеркам также весьма сложно.

Сегодня ясно одно, чтобы на деле внедрять практику "домашних родов" в роддомах необходимо, чтобы альтернативный подход был официально представлен в медицине в виде какой-то единой организации, объединяющей большинство специалистов данного подхода. Это позволит создавать общие стандарты практики, общую систему договоров, решить организационные и юридические задачи. Этой организацией может быть, например, ассоциация альтернативного акушерства, по примеру "North American Registry of Midwives" Реестра Акушерок Северной Америки или других подобных организаций в Европе. Сегодня невозможно говорить о сотрудничестве, если одна из сторон не имеет своего официального статуса и представительства.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВА

Есть очень верное наблюдение. В России медицина считается общественным делом. В России приветствуются только единые и общие решения. Просто так дать возможность женщинам рожать, где и как они хотят, наша общественность и чиновники не могут. Общественность во что бы то ни стало, сначала хочет разобраться со всеми "за и против". Во всех средствах массовой информации идут дискуссии, люди не будучи специалистами на основании двух-трех примеров из жизни стараются доказать правоту своего опыта и своих взглядов. И неважно, что долгая история обсуждения вопросов показывает, что однозначных ответов на эти вопросы - нет. Официальная статистика молчит. Собственная статистика и аргументация одной из сторон неубедительна для другой. Почему? Потому что у каждого своя жизнь, свои измерения; беременность и роды это тот случай, когда могут нарушаться и нарушаются любые законы, правила и принципы. Это не означает, что законов и правил нет и быть не может, просто роды настолько глубокий процесс, что учесть и свести в определенные формальные рамки все нюансы невозможно.

Парадоксально, но те вопросы, над которыми бьется наша общественность, на Западе также законодательно не решены. Просто там людям предоставляется право выбора. Есть такая китайская поговорка "каждый народ достоин своего правительства", перефразируя ее можно сказать, что "каждый народ достоин своей медицины". Единство и взаимное влияние общества и медицины, о котором мы говорили в начале статьи, настолько велико, что чтобы что-то изменить в медицине нужно, чтобы эти изменения сначала произошли в обществе.

Любые философские и религиозные учения требует от человека, чтобы он сам взял ответственность за себя. Интересно отметить, что если в отношении себя люди часто боятся брать ответственность и полностью доверяются специалистам, то в отношении других и общества в целом многие готовы предлагать и продвигать свои идеи. Такая философия на самом деле опасна. В нашем общественном характере заложены причины наших исторических успехов, но в общественном характере и вере исключительно в свой опыт заложена и причина наших социальных и демографических проблем. Люди страдают от собственной переоценки, уходят из жизни из-за ощущения своей ненужности, не рожают детей из-за общественного понимания роли детей, борются с любым мнением отличным от общего мнения. Демографические проблемы России можно решить только за счет раскрытия потенциала самих людей, их духовных потребностей иметь много детей, за счет положительного опыта естественных родов, за счет важного жизненного принципа - человек должен иметь возможность сам отвечать за себя и своих детей.

Этот мир так устроен, что ничего из ничего не берется - у всего есть свои основания. Основания есть в науке, культуре, философии, религии. Стоит только оторваться от прежнего основания, и все сразу начинает рушиться, и чтобы выжить, надо искать основание более глубокого порядка. Когда мы говорим о проблеме ответственности в медицине, то должны понимать, что чем более глобальной является эта проблема, тем глубже находится ее основание. Это основание можно найти, если вспомнить слова В.В. Зеньковского о гуманизме: "Гуманизм поддерживает надежду, что когда-то наступит реальное братство, осуществится реальная и творческая свобода, - и в эту утопическую перспективу с каким-то надрывом глядит человек нашей эпохи. Это искание правды на земле - в условиях неверия в Бога, неверия во Христа и Его Церковь - становится все более страстным и фанатическим. И вот, что из всего этого получилось: возвышенный идеализм, искание социальной правды (братства, равенства, реальной свободы) переходит в этих путях фанатической преданности утопии в проповедь классовой борьбы, проповедь ненависти к тем, кто будто бы тормозит осуществление утопии, в беспощадную борьбу с мнимыми врагами, т. е. до убийства людей вплоть до убийства невинных. В неслыханной жестокости последнего времени есть, конечно, много психопатологии, но есть и ожесточение душ, живущих утопией и видящих, что она неосуществима..." Эти слова православного священника были написаны в 1955 г. в работе "Наша эпоха". Многое с того времени изменилось, сегодня мы не оперируем понятиями классовой борьбы и социальной правды, но от этого борьбы и агрессии в мире и в нашем обществе меньше не стало.

Мы затронули главную проблему современной медицины - ответственность. У альтернативного акушерства в России тоже есть своя ответственность, которую оно должно взять на себя. Альтернативное акушерство это реальный общественный процесс, который нельзя игнорировать Сотрудничество альтернативного акушерства с официальной медициной - это шаг в направлении развития новых схем общественного и социального взаимодействия, которое сегодня так необходимо России. В основе единого государства лежит коллективное духовное начало, которое имеет глубокий метафизический смысл. Этот смысл отражается в общественных процессах и задача государства не разделять их на правильные и неправильные, а интегрировать эти процессы.

Литература.
1. Ефимов А.В. Какой роддом нам нужен // ж. Православная беседа. . № 4, 2007.
2. Ефимов А.В. Целевое финансирование как способ интеграции общественных процессов // ж. Некоммерческие организации в России. № 4, 2005.

Все права сохранены © 2014 г. Москва "Драгоценность" - Родительская Школа
Любое копирование материалов с разрешения владельцев портала.
Все поля требуют заполнения.

Все поля требуют заполнения.