Самая прекрасная музыка – голос мамы

Теплова Анна Борисовна

У каждой мамы есть непреодолимое желание общаться со своим ещё не родившимся малышом. Она придумывает ему нежные имена и ласковые прозвища, она гладит свой растущий животик, закрывает глаза и представляет себе его личико, она поёт ему тихие песни. Так начинается музыкальное развитие ребёнка.

Музыка - это дар Божий человеку. Она развивает эмоции, образное мышление, восприятие красоты. Наиболее естественное проявление музыкальности - пение. Пение - это отклик души на окружающую ее красоту мира. Мы говорим "душа поёт!". Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Считается, что первые звуки, которые произносит младенец - не речь, а пение. Растущий ребёнок поёт всегда - играя, умываясь, за столом, на прогулке, засыпая. Однако с возрастом городской человек утрачивает эту естественную потребность в пении. Музыка и пение переходят в разряд профессиональных умений. Музыке надо учиться, а это удел немногих одарённых счастливцев. И мы становимся слушателями. На предложение спеть современный горожанин отвечает скромным отказом, вспоминая о медведе, наступившем ему на ухо. Современные мамы едва ли знают две-три колыбельные песни. А ведь именно мамино пение и закладывает основы музыкальности, знакомит малыша с красотой звуков, мелодикой родного языка. Для новорождённого мамин голос и есть самая прекрасная музыка, в нем заключён весь мир - покой, защищенность, красота.

Давайте представим, как звучал мир вокруг младенца ещё сто лет назад. Пение колыбельных мамой, бабушкой, няней, детские песенки старших братьев и сестер, пение птиц и колокольные звоны с улицы, хоровая музыка в храме, домашнее вокальное или инструментальное музицирование в городских семьях, песни хороводов, обрядов и гуляний в деревне, пение слепцов и мелодичные выкрики уличных торговцев. Заметьте, все звуки "живые", гармоничные. Звучат - человек, птицы, колокола...

Современный малыш слышит гул магистрали, вместо пения птиц - трели автосигнализации, шум работающих домашних электроприборов, звук телевизора или радио, и в лучшем случае детскую музыку в записи на магнитофоне. Налицо потеря певческой культуры - как результат утраты традиции домашнего пения и начала её начал - колыбельной песни.

Потому-то, наверное, сегодня так поражает нас продуманность и стройность системы музыкального развития в народной педагогике. Понятие "музыкальность" включает в себя три основных компонента:
- ладовое чувство;
- музыкальную память; 
- чувство ритма.

Последовательно и постепенно развивает все эти качества уже в младенце народная песня. Колыбельные - это простые короткие попевки с монотонным, успокаивающим ритмом. Ребёнку приятны постоянно повторяющиеся ясные мелодии. Он привыкает к ним, его ухо приучается различать тональность слов, интонационный строй родной речи, различать голоса поющих людей. Вскоре он сам начнёт напевать уже свои "колыбельные", усыпляя себя в кроватке.

Подросшего малыша начинают обучать художественной выразительности ритма. Тогда колыбельные постепенно соединяются с пестушками, поскакушками, потешками и прибаутками, которые хотя не обладают красивой или развитой мелодией, зато отличаются ритмичностью. Пестушки и поскакушки обучают ребёнка двигать пальчиками, ручками и ножками. Потешки и прибаутки вовлекают ребёнка в простейшую игру. Он хлопает в ладоши, водит по ладони пальчиком, хватает себя за носик и т.д.

Совсем близко к детской игре и сказке малыша подводят прибаутки. По содержанию они напоминают маленькие сказочки и начинают развивать ассоциативное мышление, воображение, детскую фантазию. Причем фантазию направляют на освоение окружающего мира: лес, улица, меленка, огород, базар - всё это шумит, звучит: Тилим-бом, тилим-бом загорелся кошкин дом; Туру-туру пастушок; собаки лают, кони ржут, комар пищит. Мир прибауток яркий, звучный и очень динамичный. Маленький ребенок не может пока долго и внимательно следить за ходом сказки, поэтому в прибаутке, как бусины на нитку нижут сюжеты, часто не связанные между собой. Движение - основа прибауток.

Вот так, под ласковое мамино пение младенец превращается в малыша. Колыбельные - усыпляют, пестушки сопровождают его первые движения; поскакушки - подскакивания на коленях у взрослого; потешки - первые игры. Малыш подрос и теперь может не только самостоятельно двигаться, но и петь.

Такая стройная система музыкального развития не может не восхищать, однако современному городскому человеку, пусть даже и знакомому с ней, желающему применить ее в воспитании своего ребёнка, предстоит преодолеть не один барьер. Это и незнание подходящих мелодий, интересных поэтических текстов, но, прежде всего - страх перед пением.

Преодолеть его многим мамам помогли их дети. Их реакция на пение колыбельных была впечатляющей. На нашем первом занятии, пока мы мирно разговаривали с мамами о значении пения в жизни детей, они расползались по комнате, общались друг с другом, мирно лежали на своих ковриках, но стоило мне запеть, как они буквально замерли, затем все повернули головы на звук моего голоса. Они не испугались достаточно громкого пения, они были похожи на людей наконец-то нашедших то, чего им так не доставало. Кто-то из малышей тут же начал "подпевать". Дети с удовольствием помогали петь своим мамам. Незабываемая картина: мама и пятимесячная Маша; взгляд глаза в глаза и спокойное пение в унисон.

Мамин голос не единственный, который знает малыш. Ребёнку поёт бабушка, няня, старшие дети и ПАПА. Мужские колыбельные очень красивы. Они более ритмичные, озорные и эмоционально напряжённые, и они очень нравятся детям и мамам.

Знакомство с разными исполнителями, с вариантами исполнения одного текста, с различными характерами пения помогло родителям начать импровизировать. Они научились придумывать свои тексты, компилировать уже известные, распевать новые слова на знакомый мотив. Важно было лишь не потерять основы, главные признаки жанра, например,- мир устойчивых образов:

Здесь Кот - главный герой и самый любимый персонаж колыбельных песен. Кот в народных представлениях был монополистом сна. Он и сам много спит и, значит, может наделить сном младенца. Интересно, что перед тем, как первый раз положить дитя в колыбель, туда обязательно клали кота, считая, что он может "заразить" сном и младенца.

Другие персонажи - это сам Сон и его помощница Дрёма. Они ходят, ищут младенца, его колыбель, ругаются, кто лучше усыпит или удремлет ребёнка. Сон обычно в валенках, а Дрёма в лапотках. Они забираются в колыбель и спят вместе с малышом.

Гули - голуби, прилетают, воркуют и заняты важным вопросом,- чем нам Машу накормить?

Обычно вслед за гулями летят ангелы и архангелы. Им поручают усыпить и охранять младенца:

	С небес, ангелы, летите,
Сон младенцу принесите.
Богородице Мать,
Положи младенца спать.

Если ребёнок не спит, то его пугают Букой, Волком, Бабаем, Попугаем и, даже Мамаем. Глубину народной памяти раскрывают сохранившиеся во многих местах России колыбельные о татарском полоне (плене).

Колыбельная песня несёт в себе и основы нравственных представлений народа:

	Не учись, кот, воровать, 
А учись, кот, работать.
Ступай, котик, в огород,
Поймай себе мышку.

И всё же колыбельная призвана, прежде всего, успокоить, усыпить дитя. Нет другой цели у колыбельной песни, - все в ней: и мелодия, и слова, и ритм, направлено на это. Здесь многих мам также ожидали удивительные успехи. Маленький Миша не спал ночами, и его родители уже покорно относились к этому, как к неизбежности. Они дежурили по пол-ночи, развлекая его играми. Уже через неделю счастливые родители сообщили, что Миша засыпает сразу после колыбельной. Такие истории происходили на каждом занятии. Мы разучиваем простейшие ритмические попевки, и большинство детей спокойно занимаются своими делами, а семимесячный Ваня прямо на руках у мамы начинает петь, лепетать, "та-та-такать" и подпрыгивать.

Такой живой отклик детей, безусловно, помогает родителям преодолеть свои комплексы и установить творческий контакт с ребёнком. Мамы особенно оценили появившуюся возможность "убаюкивать ребёнка без груди, а под пение песен".

для многих стал важным "навык не бояться своего голоса". "Главное это то, что я научилась петь сама и звучать сама - мне очень нравится петь такие песни".

Такие слова вселяют надежду на то, что её маленькая дочка подрастёт и, укладывая свою куклу спать, или качая младшего братца, будет с удовольствием петь мамины колыбельные, придумывать свои. Возможно, её детство будет тоже "звучащим" и она не станет тихим слушателем чужой музыки, но будет создавать свою. Однако, это уже другая история.

Журнал «Няня», №4, 2006

Все права сохранены © 2014 г. Москва "Драгоценность" - Родительская Школа
Любое копирование материалов с разрешения владельцев портала.
Все поля требуют заполнения.

Все поля требуют заполнения.