Первый год жизни

М. Трунов

Младенчество, первый год жизни - это не просто начальный этап существования человека вне материнской утробы. Говоря о первом годе, мы берем четко выделенный природой период: от рождения и до того момента, когда ребенок освоит способность ходить. Поэтому слово "год" здесь весьма условно, так как ходить дети начинают в разном возрасте - но именно ходьба знаменует вступление их в следующий этап развития. Правильнее даже было бы говорить о грудном периоде - но не в смысле срока кормления грудью, а в том смысле, что до тех пор, пока малыш не пошел, символически он находится у материнской груди.

Что же представляет из себя этот первый жизненный период?

Во-первых, его вполне можно еще рассматривать как продолжение беременности. Есть биологическая закономерность: по мере эволюции, с усложнением организации видов живых существ природа, идет не по пути увеличения срока беременности, а по пути "выноса" части периода беременности "вовне". Поэтому первый год - это фактически еще донашивание ребенка. Обрезана физическая пуповина, ребенок приобретает относительную автономию, но фактически остается тесно связанным с матерью и зависимым от нее. Речь идет не только и не столько о его беспомощности, необходимости ухода и заботы, но и о тонких психических связях, которые обеспечивают "дозревание" новорожденного. Вот почему мать и ребенка в этот период надо рассматривать как единый организм: они - существа, связанные незримой пуповиной. Как и во время беременности, мама физически, психологически и духовно представляет для малыша большую часть того мира, в котором он живет и развивается. Взаимодействие ребенка с матерью сейчас - модель взаимодействия с миром вообще. Именно ее дитя перенесет и в последующие жизненные периоды. Понимание степени ответственности мамы на этом этапе - залог здоровья ребенка и его гармоничного развития. Представляя с матерью единую систему, единый организм, ребенок тем не менее физически находится "снаружи". А значит, непосредственно испытывает на себе влияния внешней среды. Среда эта опять же состоит из духовных, психологических и физических факторов. Духовные факторы - это жизненные установки самих родителей, степень осознанности смысла родительства. Это, во-первых, создает ребенку соответствующую модель, задает "вектор" жизни, придает ей определенность и смысл.

А во-вторых, эти внутренние родительские предпосылки определяют и само отношение родителей к своему ребенку - именно это отношение он в конце-концов воплотит. Ребенок всегда воплощает представления родителей о нем. В чем суть и цель родительства? Что значит для меня быть отцом или матерью? В конце-концов, каким смыслом я наполняю свою собственную жизнь? Осознанность в этих вопросах - та точка, из которой проистекает все, чем будет наполнена жизнь ребенка, что сформирует смысл и его существования, его психическое развитие и физическое здоровье. Теперь о факторах психологических. Будучи предельно открытым и незащищенным психически (поскольку именно в этом плане он еще "дозревает"!), малыш крайне чувствителен к психологическому климату вокруг себя. Климат этот создается прежде всего матерью, отцом и другими родственниками. Мать не только организует ему "первичную среду", но и защищает от неблагоприятных влияний извне. Отец играет роль внешней "защитной оболочки" для матери и ребенка - и эта его роль чрезвычайно важна, точно так же как во время беременности и в родах! И при этом отец также создает для малыша модель взаимодействия с действительностью. Первичная психологическая атмосфера формируется прежде всего из взаимоотношений отца и матери между собой и их ролей по отношению к ребенку. Из этих отношений складываются те модели "мужчины" и "женщины", которые реализует потом человек. Так взаимоотношения в семье определяют будущее ребенка. Роль других родственников вроде бы второстепенна, но влияние их тем не менее может быть значительным. Любые конфликты и неразрешенные ситуации негативно сказываются на ребенке. Поэтому лучшая для него защита - это четкое определение родителями своей позиции и грамотно выстроенные отношения с родственниками.

Ну и, наконец, физические факторы. В противоположность психической сфере, физически ребенок - если, конечно, он здоров! - великолепно защищен. Здоровый малыш - это сильный организм, способный переносить значительные воздействия внешней среды, поскольку он просто запрограммирован генетически на естественные природные условия жизни. По многим параметрам защищенность его организма больше, чем у взрослого. Тем не менее, преобладает обратное мнение: что детский организм слаб и беззащитен, недоразвит и уязвим. Однако необходимо помнить, что ребенок есть то, что о нем думают! Чтобы сила его организма проявлялась, необходима, во-первых, здоровая духовная и психологическая среда. Во-вторых, исключительно позитивный настрой в отношении к ребенку - любые опасения и страхи неминуемо будут воплощены, создавая иллюзию обоснованности этих опасений, а значит, и правоты тех, кто переживал и боялся! И, наконец, в-третьих - ребенка надо не оберегать от "вредного и опасного" мира, а, напротив, предоставить ему возможность больше контактировать с ним. Прежде всего - с природными факторами: солнцем, воздухом, водой. Мир, который для малыша "свой", родной, перед которым нет страха - не может быть "вредным". (Заметим в скобках: конечно, есть то, от чего ребенка нужно ограждать - но прежде всего это продукты человеческой деятельности. Например, ядовитые выбросы производств!).

Как бы ни были важны духовная и психологическая стороны жизни ребенка, неоспорим факт: первый год жизни - это период сенсорно-моторного развития. Это означает, что в это время прежде всего развиваются нижние отделы мозга, ответственные за первичную обработку поступающих сенсорных сигналов - как внешних, так и внутренних. Попробуем более доступным языком объяснить это. Пожалуй, самая простая аналогия - из области техники. В этот период закладывается, во-первых, "диапазон" воспринимаемых сигналов: проще говоря, насколько "широко" малыш будет воспринимать мир. Во-вторых - "разрешающая способность" сенсорных систем: то есть, как "тонко" ребенком будет чувствоваться мир. Поэтому чрезвычайно важно создавать малышу среду, богатую внешними стимулами - цветовыми, звуковыми, температурными, тактильными. У ребенка с самого рождения очень велика потребность в движении. Более того, в первый год опорно-двигательный аппарат - ведущая система организма. В том смысле, что именно он "ведет" за собою развитие всех других систем - включая психику, до самых тонких ее проявлений. Вот почему столь необходимо обеспечить малышу достаточно движения: ведь на это он опять же генетически запрограммирован с самого "начала" - с появления в виде оплодотворенной яйцеклетки, уже совершающей движения с помощью специального сократительного белка! Ограничивать движения ребенка пеленками и прочими "смирительными одежками" - значит замедлять его развитие. Тем более, что для того, чтобы малыш рос и развивался нормально, ему нужны колебания температуры, возможность ощущать кожей воздух, прикосновения маминых рук - так стоит ли вообще его заворачивать?

Первый год жизни принято делить на два этапа: период новорожденности и собственно грудной период. Период новорожденности - переходный. В это время (от первой недели до месяца) ребенок адаптируется к новым для него условиям существования. Именно в такие переходные периоды, когда все процессы в организме протекают бурно, внешние воздействия могут оставить значительный след. Но это не повод отказаться от каких-либо воздействий - как раз наоборот, надо использовать это время с максимальной пользой! По бытующим представлениям, с новорожденным не совершенно допустимы какие-либо активные действия - он содержится в пеленках, практически обездвиженным и "в термокомфортных условиях". При этом он не просто лишен возможности двигаться и изолирован от всех природных факторов - а значит, уже не может получить того, что ему сейчас особенно нужно. Малышу наносится прямой вред - его организм усваивает пассивный способ существования, многие важные механизмы так и не включаются полностью.

Подведем итог сказанному - выделим несколько наиболее существенных тем, касающихся первого года жизни:

1) Культура взаимодействия с малышом Прежде всего она - в создании ребенку соответствующей духовной и психологической среды. А это, подчеркнем, именно культура, и она не может быть просто сводом правил. Это - осознанное отношение к самой жизни, которое определяет все: и отношения родителей к ребенку, и вообще внутрисемейный климат.

2) Организация "быта" младенца. Потребности ребенка крайне малы. Очень важно освободиться от внушаемых нашей сегодняшней культурой представлений о первом годе, как о самом тяжелом времени для родителей! Освободиться от страхов за это крошечное существо, заставляющих прикладывать огромные усилия, чтобы защитить его от мира, в котором есть грязь, микробы, сквозняки и т.д. Отбросив предрассудки, мы поймем, насколько все может быть просто, не тягостно и - что самое главное, - естественно и с обоюдной пользой для ребенка и родителей. А значит, с радостью.

3) Грудное вскармливание. Это тема особая - если учесть, сколько проблем, споров и переживаний она обычно порождает. Но, опять же, существует естественный подход, не осложненный "научными" глупостями - он предполагает отсутствие каких-либо проблем! Кормление грудью - это не наука и не искусство. Это простой, природный процесс, "программа" которого прочно заложена и в мать, и в ребенка: они оба изначально "знают" как, когда и сколько это делать. Задача вовсе не в том, чтобы научиться правильно кормить грудью - важно лишь избавиться от господствующих в сегодняшней "медицинизированной" культуре предрассудков!

4) Физическая культура малыша. А вот это действительно то, чему следует учиться! Здесь нужны конкретные знания, поскольку в нашем обществе нет на этот счет общеизвестных традиций. Есть, правда, опыт вековой давности, но он не во всем применим, ведь живем мы в других условиях. Однако существуют методики, которые вполне можно предложить современным родителям: динамическая гимнастика, водные тренировки, массаж, закаливание.

5)"Домашняя больница". Никогда не бывает все гладко и совершенно. Случаются ошибки и просчеты. Даже закаленные дети могут болеть. Перекладывать в каждом случае ответственность на врачей - далеко не лучший выход, прививающий ребенку то, что называется "госпитализмом". Не говоря уж, что зачастую такой подход дает множество отрицательных побочных эффектов от медикаментозного лечения - вплоть до натурального "залечивания". Поэтому так важно умение родителей справляться с болезнями ребенка, включая и острые состояния. Это умение требует от родителей собственного опыта, грамотности в отношении вопросов здоровья.

Определившись со своей позицией по каждой из этих тем, получив соответствующие знания и опыт, мы имеем все шансы вырастить детей здоровыми и счастливыми.

Все права сохранены © 2014 г. Москва "Драгоценность" - Родительская Школа
Любое копирование материалов с разрешения владельцев портала.
Все поля требуют заполнения.

Все поля требуют заполнения.