Наши принципы

Публичная оферта

 

Итак, нашей Школе двадцать лет. Можно сказать, что  «возраст недетский». Кажется, что совсем недавно мы праздновали 10-летие Школы. И так же, как для ребенка 7 лет – большой срок, так и мы оцениваем этот период как большой пройденный путь в направлении все более полного осознания своих целей и задач, совершенствования методов работы. Основные черты нашего сегодняшнего времени – верность принципам и профессионализм.

Наши принципы остались неизменны. Но чем старше и опытнее мы становимся, тем больше мы задумываемся о принципах, и все больше убеждаемся в том, что от принципов зависит не только успех в работе, но и все в жизни. Поэтому, оглядываясь на пройденный путь, хочется еще раз определиться с тем, чем мы занимаемся, по-новому посмотреть на окружающую действительность, взять старт в будущее. Необходимость что-то уточнить и дополнить не означает, что этим мы хотим задать жесткие рамки и ограничить свободу. Ребенок активно развивается тогда, когда он находится в свободной и безопасной обстановке. Так же и наши принципы, прежде всего, нацелены на стимулирование творческой деятельности, и на то, чтобы определить границы, за которыми наша деятельность просто перестает существовать.

 

1. Родительство
Что такое родительство, как и чему нужно учить и учиться для нас не являются риторическими вопросами. Это вопросы мировоззрения, и не стихийного, складывающегося под воздействием общепринятых штампов типа «дети – это радость», «дети – это счастье», а мировоззрения осмысленного, проверенного и выстраданного. Здесь мы не отступаем от православных воззрений на сущность родительства и смысла прихода в мир новой души. Не потому, что мы просто «в это верим», а потому, что наш опыт из года в год подтверждает истинность такого подхода. Мы считаем его тем более актуальным сегодня, когда молодые родители в силу отсутствия в обществе семейных традиций становятся объектами оголтелой пропаганды ложных ценностей, бездумных новаций, жертвами потребительской психологии.

 

2. Духовно-нравственный аспект.  
Есть в православной традиции выражение - «женщина спасается чадородием», которое означает, что в жизни женщины нет ничего более важного, чем рождение и воспитание ребенка. Отсюда без преувеличения можно сказать, что беременность и роды это самый ответственный период, когда значимость события настолько велика, что разменивать его на что-то другое не то, чтобы не имеет смысла, а просто нельзя. Беременность это время, когда люди задумываются о самом главном, от чего-то отказываются, строят планы на будущее. Если мы хотим дать ребенку самое лучшее, то это лучшее есть родительская забота, внимание, духовные переживания за ребенка. Важно понимать, что будущее ребенка это он сам, и то, что закладывается в беременности, родах и в раннем детстве, останется с ним на всю жизнь.

Рождение ребенка это Таинство, одухотворенное благодатью Божьей, к которому должно быть отношение как к вселенскому событию. Мы говорим о родах как вселенском событии, так как верим в бессмертие человеческой души, верим в то, что имянаречение в Церкви это великая ответственность родителей перед Богом, что нравственность это осознание предельного значения всего, что происходит в нашей жизни. В образе ребенка отражается Образ и Подобие Божье. Образ роженицы освещается Образом Пресвятой Богородицы. В родах женщина умирает и рождается заново. Рождение человека мы называем Таинством, в силу того, что в родах Бог призывает человека  по Своей благодати стать причастником божественного естества. Называя роды Таинством, мы тем самым говорим о необходимости благоговения, молитвы, соблюдения духовной и физической чистоты. В традициях Русской Православной Церкви есть опыт не только мягких, но и сладостных родов. Так описываются роды святых, об этом есть свидетельства современных врачей. Мы говорим об этом для того, чтобы показать, насколько несопоставимы наши представления о родах с теми, кто пропагандирует, например, боди арт для беременных или оргазмические и эзотерические роды.

Отношение к родам как Таинству показывает, какую роль в жизни человека играет вера. Часто выбирая естественные роды, молодые родители не просто выбирают для ребенка наименее травматичный  способ рождения, считая его лучшим началом жизни, но они также выбирают веру, пусть не конфессиональную, но веру, которая определяет внутренний стержень каждого человека. Конечно, это может быть только началом пути, и здесь очень важно, чтобы в православной среде они также встретили  понимание и духовную поддержку. Мы говорим об этом потому, что иногда и в православной среде встречается отрицательное отношение к домашним родам и духовному акушерству, ассоциируя «духовное» с эзотерическими обрядами.

Представляя свои взгляды на рождение и воспитание детей как православные, мы хотели бы отметить, что в отношениях с людьми других вероисповеданий мы не переходим рамки традиционной этики, и стараемся находить точки соприкосновения со всеми, для кого рождение детей не только физиологический процесс.  Наши взгляды во многом совпадают с взглядами людей традиционных культур и религий, а в тех отличиях, которые существуют, мы не преследуем цель миссионерства, наша главная цель - обратить внимание на значимость духовно-нравственных аспектов рождения и воспитания детей. Мы открыты для всех, кому можем оказаться полезными. Свобода выбора веры всегда остается неотъемлемой чертой человеческой личности. Мы не настаиваем на «вере», а настаиваем на осознанном подходе в противовес бездумному следованию штампам и новомодным учениям.

 

3. Естественность
Неизменная важная составляющая наших принципов - ориентация на естественность. Естественно – значит по естеству, т.е. в соответствии с природными законами, заложенными в человеке Богом. Естественный подход к поддержанию здоровья – это естественные методы оздоровления через закаливание, правильное рациональное питание, физические упражнения. Наши врачи, которых мы рекомендуем, используют преимущественно естественные методы лечения:  фитотерапию, гомеопатию, остеопатию, народные средства и лишь в крайних случаях применяют кардинальные медикаментозные средства. Некоторые наши врачи одновременно работают в клиниках, т.е. сочетают так называемое клиническое мышление с принципами естественного подхода.

Естественно родить – таково в общем осознанное или неосознанное желание приходящих к нам заниматься в группы по подготовке к родам, потому что в глубине души мы все верим, что природа создала механизм родов оптимальным и не травматичным. Смысл понятия  «естественные роды» заключается в том, что эти роды, проходят без медицинского вмешательства. Конечно женщины, которым в соответствии с их здоровьем была оказана серьезная медицинская помощь, также могут сказать, что их роды были естественные, и в этом они по-своему правы, и они также достойны уважения, что преодолели трудности и дали жизнь своему ребенку.  Мы ни в коем случае не хотели бы кого-то упрекать за «неестественные роды» и умалять чьи-то родительские чувства. Главное, как мы говорили, это родительская любовь, забота и сознательная ответственность за ребенка. Но в случаях с медицинским вмешательством, мы еще раз хотели бы подчеркнуть, что это должно быть только тогда, когда это действительно необходимо, а не для того, чтобы уйти от собственного участия в родах и переложить на медицину свою личную ответственность. Надо сказать, что и Православная Церковь учит человека брать ответственность за себя, самому отвечать за своих детей, учит духовному пониманию всех сторон жизни,  учит не пренебрегать  таинствами, силой святынь  Церкви, а также средствами традиционной медицины. Бывает, когда родители переоценивают свои возможности и с опасностью для здоровья ребенка и женщины отказываются от медицинской помощи в родах.  Мы категорически с этим не согласны. Необходимо, чтобы  домашние роды были безопасны, и для этого важно сотрудничество с официальной медициной.

 Все наши акушерки являются членами Региональной общественной организации Ассоциации профессиональных акушерок (РОО АПА). Имеют медицинское образование и интегрируют современные достижения в медицине с принципами естественного подхода к рождению детей.

 

4. Безопасность.  
В естественных родах есть три главных участника: роженица, акушерка и роддом. Как это не покажется странным, но даже в домашних родах присутствует роддом, пусть умозрительно, пусть как запасной и нежелательный вариант, но он есть.

И каким бы не было у всех сторон искреннее желание, чтобы роды прошли успешно, надо учитывать, что каждая сторона хочет иметь для себя гарантии безопасности и не отвечать за ошибки и просчеты других. Именно поэтому разделение ответственности крайне необходимо. Только тогда возможно оптимальное сотрудничество и можно ожидать от каждой из сторон полной отдачи.

Только определив ситуацию как возможную для естественных родов, можно применять стандарты практики альтернативного акушерства.  Существуют  моменты, которые  также должны учитываться, например, близость роддома, наличие медицинской карты, подстраховка другой акушеркой, жилищные,  семейные и бытовые условия и прочее. Чтобы решить и эти вопросы, нужны открытые доверительные отношения всех сторон.

 

5. Юридический аспект нашей деятельности. 
Существует представление, что медицина это наука, истину которой дано право представлять только особому привилегированному кругу медицинских работников. Однако это не так. Медицина это сложная и разветвленная система знаний, состоящая из многих взаимосвязанных медицинских наук, включая восточную медицину, интегративную, народную, натуральную, квантовую, биологическую, комплементарную, функциональную, системную. Естественно, что все медицинские знания невозможно уместить в официальных стандартах, инструкциях и методиках. Есть большое количество врачей, в том числе и с научными степенями, методики лечения и диагностики которых по разным причинам выходят за рамки официальных стандартов. В законодательстве предусмотрена возможность определить эту альтернативную (т.е. по выбору) медицинскую практику в рамках народной медицины (ст. 41 Конституции РФ и ст. 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Именно в рамках народной медицины мы видим будущее нашей профессиональной деятельности и создание в нашей стране системы профессионального акушерства, построенного на принципах естественного подхода. Самое главное отличие народной альтернативной медицины от  государственной и муниципальной медицины заключается в перераспределении ответственности. Разделение медицины (и акушерства) на официальную и альтернативную, имеет под собой скрытую и неразрешимую проблему в рамках одной общей медицины. Эта проблема - ответственность.

 

6Ответственность медицины. 
Развитие медицины как науки привело к тому, что  юридически медицина не несет ответственность за здоровье человека!  Врач несет ответственность за соблюдение правил и стандартов лечения. Например, делая прививку, врач не гарантирует, что человек будет здоров, и даже не гарантирует, что человек не заболеет болезнью, от которой сделана прививка. Врач не лечит, а оказывает услуги, по которым он специализируется. (В ситуации с массовыми прививками заказчиком услуги является государство, которое беспокоит не здоровье отдельного человека, а риск эпидемии).  Если обнаружена еще одна болезнь, которая выходит за рамки его специализации, то врач передает больного другому врачу. Таким образом, больной может лечиться сразу у нескольких врачей.

Официальная медицина это пример общего подхода к гарантии здоровья населения, а не человека. Чем больше охват населения, с которым работает медицина, тем меньше можно надеяться на индивидуальный подход. Этот общий подход к здоровью со стороны медицины можно назвать ремеслом, где ведущая роль отводится не врачу, а официальному стандарту.

Альтернативный подход означает, что у человека есть свобода выбора и возможность следовать выбранному решению. Альтернативный подход не следует понимать как противоположный и непризнанный медицинским сообществом, он тоже основывается на знаниях и является продолжением одной из медицинских наук.  Однако у альтернативного подхода есть свои специфические и отличительные моменты.  Самое главное отличие заключается в перераспределении ответственности, так как если у человека есть выбор, то этот выбор он должен сделать. Этот подход рассчитан на «умного больного», который должен достаточно хорошо разбираться в вопросах лечения и ответственно относиться к своему здоровью. При этом под ответственностью понимается  не только ответственность за результат, но также и за процесс лечения.

Альтернативный подход можно сравнить с искусством, где роль врача или специалиста велика. И это не просто хороший специалист, это должен быть в какой-то степени уникальный специалист, у которого своя практика и свои методики. Бывает, что со временем медицина признает какой-то альтернативный подход как официальный (например, гомеопатия, остеопатия), но пока будет спрос на уникальных специалистов, эта  практика будет также оставаться в рамках альтернативного подхода. Отсюда еще одна особенность альтернативного подхода - это наличие уникальных практикующих специалистов, обладающих уникальными знаниями и методиками.

При всех плюсах альтернативного подхода все же следует отметить, что это в то же время довольно рискованный путь, так как в выборе уникальных врачей и специалистов можно ошибиться.   

7. Стандарты практики. 
Для нашей отечественной медицины это понятие является достаточно новым. Несмотря на очевидную необходимость сведения всех инструкций и правил в единый свод, тем не менее, в медицине общих стандартов до сих пор не существует. Это может оказаться новостью даже для самих врачей. Формально в каждой клинике врач при устройстве на работу подписывает различные бумаги, в которых регламентируется его деятельность. Однако, во-первых, в каждой клинике они свои, а во-вторых, их содержание настолько неполно, что говорить о каких-то даже пусть даже внутренних стандартах просто не имеет смысла. Как это ни странно, но такое положение устраивает врачей, так как доказательство правовых или не правовых действий врача в этой ситуации становится чрезвычайно затруднительно.

 

8.  Соло роды или роды без правил.
Это понятие пришло к нам из заграницы и означает, что это роды без акушерки, без врача и вообще без посторонней помощи. По своему смыслу в соло родах не может быть никаких условий и стандартов. Однако свобода в действиях не означает свободу от условий и свободу в мыслях. Соло роды это не только риск для женщины и огромная нагрузка на мужчину. Тем, кто является сторонником естественных родов, может показаться, что соло роды это достижение максимальной естественности. Однако это не так. Социальная природа человека также естественна, как и биологическая и также имеет большое значение в родах. Более того забота и оказание помощи в родах присущи не только человеку, но встречаются и у различных видов высокоорганизованных животных. Поэтому если семейная пара по каким-то разным причинам отказывается от помощи врача и даже акушерки, то может говорить, а об отчужденности, обособленности, неумении контактировать с другими людьми, идеализации существующих реалий. Бывает, что истинные причины соло родов это  какие-либо финансовые и жизненные трудности, которые накладываются на отчужденность от мира, неумении строить отношения с другими людьми. Кончено, осуждать людей за соло роды мы не можем, но и агитация и пафосное описание пусть даже благополучных соло родов также не приемлемо.

 

9. Домашние роды
Домашние роды позволяют достичь максимальной естественности протекания этого события. Наш подход к домашним родам остается неизменным. Мы считаем  это в высшей степени ответственным событием. Решение  всегда принимает семейная пара. Разногласия по этому поводу между мужем и женой – печальный факт, говорящий о недостаточной степени взаимопонимания и единства. Для нас беременной является не только женщина, но и семейная пара в целом. Если у мужа и жены «дух и плоть едины» - это хороший залог благополучных родов. Разногласия в семье с нашей точки зрения это противопоказание для домашних родов

Домашние роды – не единственный способ родить естественно. Более того, и в самых благоприятных домашних условиях они могут оказаться неестественными из-за плохой психологической и физической готовности или по причине следования парой ложным жизненным ценностям. И, напротив, даже при физических несовершенствах и проблемах со здоровьем, исключающих возможность домашних родов, но при должном жизненном настрое и психологической готовности, роды могут быть самыми благоприятными для мамы и малыша в самых, казалось бы, неестественных условиях с медицинским вмешательством. Такие факты подтверждают наше мнение о том, что внутренняя сторона естественности гораздо важнее внешней. Поэтому мы не пропагандируем домашние роды, хотя и считаем домашние роды лучшим решением. В любом случае мы хотели бы, чтобы все пары имели такую степень готовности к этому событию, которая, по нашему мнению, делает их действительно естественными, когда внешняя сторона лишь гармонично дополняет внутреннюю.

 

10. Роды в роддоме.
Очень важным нашим достижением последних лет стала разработка проекта «Естественные роды в роддоме». Этот проект появился после того, как мы убедились в невозможности создать свой собственный частный роддом. Основная причина заключалась в том, что необходимо было сочетать несочетаемое: в роддоме, рассчитанном на естественные роды, финансово обременительно и организационно сложно содержать высококвалифицированный медицинский персонал для различных экстренных случаев. Проект «Естественные роды в роддоме» это максимальная подстраховка родов, которые ведут наши акушерки по согласованным с государственным роддомом правилам. Конечно, в данном проекте есть компромиссы и над ним еще надо работать. Главная трудность это отсутствие стабильности в отношениях с роддомами. Здесь мы большую надежду возлагаем на Ассоциацию профессиональных акушерок, которая готовит соответствующие для этого документы.

 

11. Воспитание и развитие детей. 
Сегодня перед родителями все более остро встают вопросы: «Как воспитывать детей?», «Чем занять детей?», «Как уберечь детей?», «Как учить детей?» и т.д. Эту растерянность родителей мы видим и в том, насколько сегодня стали востребованы детские развивающие программы: потягушечки, ползунки, творческие студии, рисование, танцы, фольклорные занятия, английский язык, логопедические занятия. Родители водят детей на студии, так как беспокоятся об их будущем и ждут от нас помощи. Принимая на себя эту ответственность, мы, прежде всего, хотели бы сказать о том, как мы понимаем развитие и воспитание детей.

а) Развитие и воспитание детей это образование, т.е. это не только процесс, но и результат. Результатом является образ, который можно представить как образ мыслей, представлений, первичный набор знаний ребенка. Здесь важен образ педагога, образные формы подачи, музыкальное сопровождение, подбор методических материалов. По мнению современных социобиологов развитие человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социальной, т.е. посредством взаимодействия генотипа человека и среды. Естественные задатки и способности ребенка будут развиваться только при наличии соответствующей социальной составляющей в жизни ребенка. Ребенок учится быть человеком, быть личностью в общении с людьми, и в основе его развития лежит подражание.

б) Если посмотреть, сколькими знаниями и умениями ребенок овладевает в жизни, подражая и копируя, то наши занятия это только небольшая часть из общего объема. Но если в жизни ребенок развивается как бы самостоятельно и естественно, то на развивающих занятиях ребенок приобретает навыки и самое главное учится. Учится чувствовать, думать, прилагать усилия, учится вниманию, воображению. Мы хотели бы, чтобы к нашим занятиям родители и дети относились как к занятиям, требующим усилий. Нужно поощрять ребенка за усердие: за внимательность, за участие на занятии, за выполнение несложных упражнений. По своему опыту каждый знает, что «мысль подумать нельзя», а направить можно. Направлять свои мысли и управлять своей волей это, наверно, и есть самое главное из того, чему мы должны научить детей. Это поможет им в будущем уметь противостоять диктату среды, уметь выбирать для себя безопасные жизненные пути.

в) Как говорил один мастер кунг-фу (актер Джеки Чан) в фильме «Каратэ пацан»: «Всё надо делать с любовью». Наверно, суть наших занятий в этом и заключается - научить детей всё делать с любовью. Не так важно, на какие занятия ходит ребенок, а важно, чтобы ребенок научился проявлять интерес и любовь ко всему, что его окружает. В продолжение этой мысли мы хотели бы в будущем предложить занятия «не на развитие», а «на расслабление», например, занятия на усидчивость, внимательность, на восприятие и  переживание какого-нибудь музыкального и художественного произведения. В качестве примера «мастера кунг-фу» можно привести Анну Вихрову  искусствоведа Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, которая уже третий год ведет занятия с детьми в музеях и выставочных залах.

г) Научить ребенка любить можно только на собственном примере и эта любовь должна быть безусловной. Чтобы не случилось, не должно быть и тени сомнения в том, что кто-то кого-то не любит. Ребенок поймет и простит любое не заслуженное или чрезмерно строгое  наказание и будет стараться исправиться, если будет чувствовать, что родители живут не только своей, но и его жизнью, думают вместе с ним, желают ему благополучия, борются за него до конца.

д) Действительность нашей жизни такова, что  дети должны быть всегда под присмотром. Это не значит, что детей нужно от всего ограждать, но быть всегда рядом.  Если даже взрослые не всегда умеют ориентироваться в современном мире конкуренции и произвола, то что тогда говорить о наших детях?

е) Многие специалисты, педагоги, детские психологи, сегодня отмечают у детей наличие эмоциональных травм, неумении справляться со своими эмоциями, общей эмоциональной незрелости. Это в будущем является причиной неустойчивой психики, плохой успеваемости, асоциального поведения, алкоголизма. Здесь мы хотели бы обратить внимание на два момента. Первое, психика человека очень хрупкая вещь и надо беречь психику ребенка, начиная еще в период внутриутробного развития. Надо постоянно помнить, что внешне эмоциональные травмы незаметны, но имеют последствия гораздо более тяжелые, чем переломы и ушибы. Второе, чтобы справляться с эмоциями ребенок должен иметь опору в жизни или, как иногда говорят психологи, иметь возможность «заземлиться». Разные психологи предлагают разные средства: от «съешь конфетку» до «не волнуйтесь, у вас ребенок индиго». Для нас является очевидным, что дети не могут расти, не задумываясь о жизни, о своем месте в жизни, о Боге. Мы считаем, что чем раньше начнется религиозное воспитание ребенка, тем меньше педагогических проблем родителям придется исправлять в будущем.

 

12. «Россия без табака»
В 2009 году мы получили грант участника Всероссийской программы «Россия без табака» проходившей под эгидой Лиги здоровья нации. Участие в программе заставило нас серьезно задуматься о важности «малых дел». Оказалось, что «малые дела» помогают делать большие дела. Вроде простой рисунок ребенка с надписью «вырасту, обещаю не курить» или «а в нашей семье не курят», но как много это дает для воспитания и позитивного настроя в семье.

 

13. Клуб и некоммерческий статус Драгоценности.
Благодаря партнерским отношениям для многих семей, прошедших курсы в Школе, Школа превращается в Клуб. А  Клуб – это среда единомышленников, в которой происходит обмен опытом, где всегда есть взаимопомощь и поддержка. Это постоянное живое общение. Школа и Клуб питают друг друга идеями, образуя единое целое. Некоммерческий статус Драгоценности определяется в соответствии с ее организационно-правовой формой, а именно автономной некоммерческой организации. Это значит, что Драгоценность не оказывает услуги платного характера в соответствии с договорными отношениями и соответственно не имеет прейскуранта цен на услуги. Все деньги, которые принимает бухгалтер либо администратор, мы определяем как благотворительные средства, вносимые на развитие Драгоценности. Более подробно о некоммерческих отношениях, к которым мы стремимся, можно ознакомиться в статьях:

- Ефимов А.В. Целевое финансирование как способ интеграции общественных процессов» // ж. Некоммерческие организации в России. № 4, 2005.

 - Ефимов А.В. Роль некоммерческих отношений в социально-экономическом устройстве общества // ж. Некоммерческие организации в России. № 3, 2002.

 

14. Движение за домашние роды и сознательное родительство.
Поддержка движения за домашние и естественные роды, за сознательное родительство для нас всегда было не просто делом принципа, а являлось главным смыслом существования организации. Мы могли быть не уверены в себе, в методах своей работы, могли находиться в состоянии поиска, но мы никогда не сомневались в той правде, что домашние роды и сознательное родительство имеют непреходящую ценность, что переживания в родах и переживания за детей имеют огромное значение для семьи.  Поэтому мы всегда помогали всем кто, активно включался в это движение. Мы проводили семинары в Москве и других городах, готовили учеников, помогали открывать им собственные Центры, помогали информационно и финансово, помогали прямо и косвенно. В общем, помогали так, как помогали в свое время нам наши спонсоры и многочисленные активные наши сторонники.

Главным принципом нашего участия в этом движении было соблюдение этических норм, по которым в нашем общем деле мы все вместе должны не конкурировать, а сотрудничать.  Мы считали, что социальной работы хватит на всех. Однако были и те, которые видели в нас своих конкурентов, которым для самоутверждения нужно критиковать других. Мы старались не обращать на это внимание, так как были уверены, что думающие люди всегда могут сами отличить ложь от  правды. Это был период стихийного развития,  равного сотрудничества и совместного творчества.

Но чем больше ширится наше движение, тем более активно начинают  заявлять о себе различные лидеры, претендующие на главные роли. Наша позиция такова: мы считаем, что лидерство не строится на принципе одного девиза, одной идеи и одного лидера. Наше движение должно быть единством и синергией первоначал: «Беременные», «Акушерки», «Ассоциация акушерок», «Общие идеи и цели», «СМИ, общественные организации и общество в целом».  Эта диалектика из пяти первоначал, где нет европейского диалектического «отрицания» и «борьбы противоположностей». Суть  движения это взаимодействие элементов в цикле созидания:

- Беременные - это начало движения;

- Акушерки - взаимодействуют с беременными, но не акушерки «учат жизни» беременных, а беременные задают вектор развития акушеркам;

- Ассоциация акушерок – элемент объединения акушерок, акушерки участвуют в ассоциации, фокусируя идеологические проблемы и принципы движения.

- Общие идеи и цели – это все, кто хочет внести свой вклад в развитие общих идей, в формировании целей, задач и принципов движения. Главный принцип движения – соборность, учет мнения других и, прежде всего акушерок», равноправие.

- СМИ, общественные организации – продолжают развивать «общие идеи и цели», создают общественное мнение, на основе которого в движении появляются новые сторонники.

- Беременные - задают новый цикл движения, примеряют все, что им предлагается, и через акушерок вносят свой вклад в общее движение.

 

Москва,  Родительская школа «Драгоценность»,  2011-2012 г.

Все права сохранены © 2014 г. Москва "Драгоценность" - Родительская Школа
Любое копирование материалов с разрешения владельцев портала.
Все поля требуют заполнения.

Все поля требуют заполнения.