Восстановление основы естественного развития ребенка

(основная теоретическая посылка)

Быт. 1:27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчиной и женщиной сотворил их

Быт.2:7 И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живой.

Каждый человек - «Бог» и «прах» одновременно. Сознание собственного совершенства и сознание собственной ничтожности существуют в человеке одновременно: с совершенством человек себя ассоциирует, ничтожность в себе стремится преодолеть. Стремление к своему совершенству через собственное же ничтожество - и есть естественный потенциал развития априорно присущий человеку как таковому.

Естественное развитие нельзя остановить, но можно замедлить. Фактором замедляющим естественное развитие является болезнь. Когда человек болен, то часть сил он вынужден бросить на борьбу с болезнью. Иногда эта часть оказывается столь значительной, что естественное развитие человека оказывается практически без ресурсов. Этот тезис интуитивно всем понятен: мало кто будет оспаривать примат лечения над развитием. Особенно это касается детей. Если в отношении взрослого мы еще можем сказать: «Он преодолел болезнь и стал сильнее и мудрее!», - предполагая тем самым, что болезнь пошла ему на пользу. То по отношению к полуторогодовалому ребенку такая фраза представляется совершенно абсурдной. Никакая болезнь не идет на пользу полуторогодовалому ребенку; любая болезнь блокирует его естественное развитие.

Последние психологические исследования показали важность эмоционального единства матери и ребенка для его естественного развития. Нарушение эмоционального единства с матерью – это всегда большая проблема для ребенка, проблема приводящая к дестабилизации его психики и ограничивающая возможности его естественного развития. Разрыв эмоциональной связи с матерью – это всегда трагедия для психики ребенка. Нарочитая эмоциональная отстраненность матери от своего ребенка грозит последнему серьезными психическими проблемами.

NB. Здесь уместно ввести понятие «аномальное психическое развитие». Аномальное психическое развитие, в отличии от естественного психического развития, является симптомом серьезной психической патологии. Причиной аномального психического развития является, как раз – разрыв эмоциональной связи ребенка с матерью. Оказавшись, в результате потери эмоционального контакта с матерью, один на один с миром ребенок вынужден очень быстро «взрослеть» и «умнеть». Явление ранней самостоятельности («взрослости»), часто ошибочно принимают за одаренность. В подавляющем большинстве случаев в лице «взрослого» ребенка мы имеем дело с будущим социопатом (психопатом), а в лице маленького «гения» с будущим шизофреником. Говоря «метафорически», пережив разрыв эмоциональной связи с матерью ребенок теряет веру в людей, что в дальнейшем приводит к большим проблемам при его социализации. Окружающие люди кажутся ему гораздо агрессивнее, чем они есть на самом деле.

Эмоциональное единство с матерью занимает в иерархии ценностей ребенка первое место. Соответственно и нарушение эмоционального единства занимает первое место в иерархии проблем, решаемых ребенком. Пока эмоциональное единство с матерью не восстановлено ребенок не в состоянии заниматься ни чем иным. Этот тезис легко проверить «от обратного», и на моих занятиях это хорошо видно: как только ребенок оказывается слит с матерью эмоционально и физически на фоне общей «материнской» атмосферы, царящей в группе, у него появляется импульс естественного развития. Именно данный импульс я «хватаю» и превращаю в тот или иной навык. После освобождения от проблемы нарушения эмоционального единства с матерью ребенок охотно выполняет все поставленные задачи, он начинает совершенно естественно получать удовольствие от собственной могущности.

Секрет успеха моих групп развития состоит в том, что развитие ребенка не является моей целью. Развитие ребенка оказывается побочным эффектом восстановления эмоционального единства с матерью, а развивающие упражнения только поводом для того чтобы ребенок с матерью «прижались» друг к другу.

Даже кратковременного восстановления эмоционального единства с матерью хватает для того, чтобы психика ребенка пришла в норму. После восстановления эмоционального единства проблема отчужденности матери получает в психике статус «временной», что значительно снижает ее дестабилизирующий потенциал. Ребенку гораздо легче пережить эмоциональную холодность матери зная, что это временное явление, что она может быть «теплой» и родной. На этом эффекте основано психотерапевтическое действие моих занятий. Что, в свою очередь, опять же способствует активизации процесса естественного развития ребенка. Придя домой в хорошем настроении, без страха потери матери, ребенок начинает бурную самостоятельную жизнь с обязательным крушением всего подряд, хватанием всего подряд и залезанием куда только можно залезть. Пальчиковые игры, как говорится, завистливо «отдыхают».

Факторов, нарушающих эмоциональное единство ребенка с матерью, психология знает несколько. Часть из них мы не можем контролировать. К неконтролируемым факторам относятся, например: внутриутробный стресс, переживаемый ребенком в пренатальный период своей жизни, или невротическая конституция матери. Но часть факторов мы можем контролировать. К таким факторам относится, например, возможность психотерапевтического воздействия на проблему, о чем я говорила выше. Важным контролируемым фактором обуславливающим нарушение эмоционального единства матери и ребенка является отсутствие у матери соответствующих знаний. В большинстве случаев матери ведут себя неправильно в сложных ситуациях именно по незнанию. Средство противодействия очевидно. Данный фактор нивелируется обучением правильному «материнству» в сложных ситуациях, чем я и занимаюсь по мере сил и возможности. Проблема в том, что формат моих занятий не позволяет организовать полноценного семинара. Время остается только для обсуждения одного-двух вопросов. Частично решить проблему призваны частные консультации.

Все права сохранены © 2014 г. Москва "Драгоценность" - Родительская Школа
Любое копирование материалов с разрешения владельцев портала.
Все поля требуют заполнения.

Все поля требуют заполнения.