Найти свой голос

Бакалеева Софья

«НАЙТИ СВОЙ ГОЛОС»

"Современный человек разучился кричать", - утверждает Дмитрий Фокин, в прошлом- участник ансамбля Покровского, автор методики работы с голосом для беременных. Городские условия с характерной теснотой квартир, офисов, перенаселенностью, скученностью заставили нас перейти на шепот. С самого детства окружающие - в первую очередь родители под давлением общественного мнения - внушают нам, что громко разговаривать неприлично, а кричать - возмутительно. Так, постепенно, день за днем мы лишаемся собственного, данного каждому от природы открытого свободного звука.

"На своих занятиях и беременным и их мужьям я предлагаю простое упражнение: представьте, что на той стороне улицы идет ваш знакомый, окликните его. Для большинства такая простая задача трудновыполнима" - рассказывает Дмитрий. Кто-то вовсе не может крикнуть. Кто-то пробует - и всем становится очевидно, что его не слышно даже на этой стороне. А ведь деревенские жители общаются через картофельное поле, не испытывая ни малейшего напряжения.

Горожане общаются горлом. Тело же остается безучастным. Чтобы извлечь более громкий голос, они напрягают горло еще больше. Звук получается хриплый, без обертонов, во всем теле - напряжение. А в деревне говорят "опорным звуком". Он "опирается" на диафрагму, все тело резонирует, и в итоге голос звучит красиво, мощно, убедительно. При этом горло и мышцы лица максимально расслаблены. Теперь этот голос называется фольклорным, хотя раньше в деревне никто не разделял, каким голосом петь, а каким - с соседом поругаться.

Для чего же беременным понадобился этот самый "опорный звук"?
Первая задача при подготовке беременной к родам - вернуть утраченный контакт со своим телом. В родах женщине предстоит сбросить все свои маски, отвергнуть социальные установки, стереотипы поведения и довериться только своей природе. Поиск своего природного голоса - первый шаг в этом направлении. Выйти за установленные рамки, вернуть своему телу право на широкий, свободный жест, громкий уверенный голос - значит обрести внутреннюю раскрепощенность.

Те, кто нашел свой "опорный звук", говорят, что их по-другому стали воспринимать на работе, что они легче добиваются поставленной цели. Они обрели голос - их услышали. Если беременная обрела голос - она услышала сама себя. Она лучше узнала свое собственное тело. Ей будет проще общаться самой с собой в родах.

Ведь роды нужно не пережить, а ПРОЖИТЬ. Дмитрий предлагает схватки пропеть. Строго говоря, женщина на схватках не поет песни, а издает звук, но именно такой, о котором мы говорили, сформированный в районе солнечного сплетения, с опорой на диафрагму.

Боль дает напряжение, напряжение вызывает еще более сильную боль. Звук же как колебательный процесс позволяет трансформировать болевые сигналы. "Опорный звук", в отличие от хаотичного крика, не сковывает тело, а расслабляет. Женщина, которая хотя бы один раз до этого слышала свой "опорный звук", без труда находит его в родах. А дальше он сам ее ведет. По звучащему голосу опытная акушерка может даже сказать, на какой стадии раскрытия шейки матки находится сейчас женщина. Потому что от схватки к схватке голос сам трансформируется от камерного к более звонкому и внушительному, но никогда не срывается на крик. Потому что женщине, почувствовавшей свой голос, не нужно кричать. Крик порождается страхом и порождает страх и беспомощность. "Опорный звук" - всегда сильный, уверенный, с ним чувствуешь себя защищенной.

Звучать можно и нужно вдвоем. Поэтому у Дмитрия Фокин есть специальные парные занятия, на которых муж и жена учатся звучать вместе. Довольно быстро они находят общее звуковое пространство и дальше питают звуком друг друга. Людям с хорошим слухом это сделать проще. Дмитрий на занятиях часто говорит: "Не забывайте малыша, который в животе, берите его в свое звуковое пространство". И тогда это уже - семейный праздник, гармония, в которой без слов и лишних действий все члены семьи выражают и чувствуют полное доверие друг к другу, поддержку и, наконец, - любовь.

Голос - это еще и та реальная помощь, которую может оказать папа на родах. Звучать вдвоем легче и приятнее, тем более, если пара успела "спеться" до родов. Бывает, женщина теряет свой звук в родах, но стоит папе начать - и она буквально "хватается" за папин голос и не отпускает его до конца. Он ведет ее, направляет, дает поддержку, уверенность.

Научиться этому может каждый. За 10 лет не нашелся еще ни один человек, не открывший в себе рано или поздно "опорный звук". Чем больше зажат и закомплексован человек, тем ему сложнее. Но и он обязательно добьется результата: не через упражнения, так через фольклорные песни. Они - обязательная часть программы.

Голос используется в процессе родов только на схватках. Он не ускоряет, не усиливает их - он делает их ровно такими, какими они должны быть, не больше не меньше. Голос помогает сохранить силы на схватках, не истощиться раньше времени, не тратиться на борьбу с болью, а слиться с нею, сделать ее союзницей, даже заставить ее работать на себя. В потугах другая задача. Там голос не нужен. Это время трудиться, время выложить все сэкономленные на схватках силы. Кто грамотно, с чувством пропел схватки - эффективно работает на потугах. Чем плодотворнее потуги, тем роды благополучнее и для мамы, и для малыша.

Кстати, малыши, подготовленные подобным маминым пением, и сами принимают более активное участие в родах. Ведь это еще и отличная дыхательная гимнастика. А значит малыш лучше снабжается кислородом. Многие мамы утверждают, что тот же "опорный звук" для их новорожденных малышей - лучшее успокаивающее средство. Они помнят его еще по той, внутриутробной, жизни. И своей мощью, наполненностью, глубиной он напоминает им о 9 месяцах райской безмятежности и абсолютного покоя.

Журнал "Няня", №4, 2006


Все права сохранены © 2014 г. Москва "Драгоценность" - Родительская Школа
Любое копирование материалов с разрешения владельцев портала.
Все поля требуют заполнения.

Все поля требуют заполнения.